Новости
23 января 2025
Cosmic Research: Новая спектроскопия водяного пара в полосе 1,38 мкм для углекислотной атмосферы: измерения H2O в атмосфере Марса в экспериментах SPICAM/MEX и ACS NIR/TGO. А. А. Федорова, А. Ю. Трохимовский, Т.М. Петрова, В.М. Дейчули, А.М. Солодов, А.А. Солодов, F. Montmessin, О.И. Кораблев
Cosmic Research: New 1.38-µm Water Vapor Band Spectroscopy for a CO2 Atmosphere: H2O Measurements in the Martian Atmosphere in the SPICAM/MEX and ACS NIR/TGO Experiments. A. A. Fedorova, A. Yu. Trokhimovskiy, T. M. Petrova, V. M. Deichuli, A. M. Solodov, A. A. Solodov, F. Montmessin & O. I. Korablev
Неточность спектральных данных является одним из основных источников ошибок при определении содержания различных газов в атмосферах планет. Особенно это касается атмосфер Марса и Венеры, где уширение спектральных линий происходит не в воздухе, как на Земле, а в углекислом газе. Спектры поглощения атмосферных газов обычно рассчитываются с использованием спектроскопических баз данных, содержащих информацию о колебательно-вращательных переходах молекул. Однако, эти базы данных изначально создавались для моделирования поглощения в атмосфере Земли, а в углекислотной атмосфере Марса поведение спектральных линий газов может существенно отличаться.
В настоящее время два эксперимента на орбите вокруг Марса — SPICAM IR (SPectroscopy for the Investigation of the Characteristics of the Atmosphere of Mars InfraRed) на Mars Express и ACS NIR (Atmospheric Chemistry Suite Near InfraRed) на Trace Gas Orbiter — измеряют водяной пар в спектральном диапазоне 1,38 мкм . Спектрометры обеспечивают мониторинг сезонного цикла содержания водяного пара в столбе и его вертикального распределения в течение нескольких марсианских лет.
Группой ученых с участием специалистов ИОА СО РАН проанализировано влияние новых измерений параметров уширения спектральных линий в трех колебательных полосах водяного пара (ν1+ν3, 2ν2+ν3 и 2ν1) в углекислом газе на определение содержания водяного пара в атмосфере Марса на основе данных спектрометра SPICAMIR на космическом аппарате Mars Express и спектрометра ACSNIR на космическом аппарате TGO.