News
03 March 2023
Зав. Лабораторией рассеяния электромагнитных волн ИОА СО РАН д.ф.-м.н. Александр Владимирович Коношонкин задал несколько вопросов ведущему программисту ЛРЭВ, старшему преподавателю Кафедры квантовой электроники и фотоники Томского государственного университета Николаю Георгиевичу Булахову, принимавшему участие в создании космического 3D-принтера.- В честь Дня науки в Томск приезжал космонавт Олег Артемьев. Он рассказывал про развитие проекта отечественного 3D-принтера, установленного в российском сегменте Международной космической станции. Вы - один из активных участников команды разработчиков этого принтера. Пожалуйста, расскажите о проекте.
- Проект многогранен, он имеет и научную и практическую значимость, - рассказывает Николай Георгиевич. - Современная международная космическая станция (МКС) постоянно изменяется и модернизируется. Для выполнения своих задач космонавтам необходимо различное оборудование. Одним из наиболее передовых инструментов, который может быть использован на МКС, является 3D-принтер.
3D-принтер позволяет печатать объекты на основе цифровых моделей, созданных предварительно на Земле или даже непосредственно на станции. 3D-принтер может напечатать запасные части, расходные материалы, конструктивные элементы, инструменты и даже продукты питания прямо на орбите. Это, как минимум, сэкономит время, необходимое для доставки физических объектов на станцию. А в перспективе, скажем, в условиях полёта на Марс станет жизненной необходимостью, ведь послать вдогонку корабль, чтобы доставить сломавшийся гаечный ключ будет просто невозможно.
Считаю, что 3D-принтер сможет предоставить космонавтам на МКС больше свободы в выполнении своих задач. Кроме того, 3D-печать и особенности функционирования принтера в условиях космической станции - это обширные и интересные темы научных исследований.
- Но почему нельзя отправить на станцию один из готовых принтеров, имеющихся на рынке?
- Условия на станции весьма специфичны. И это даже не столько невесомость, сколько требования к безопасности и надёжности прибора. Поэтому принтер создавался коллективами двух Томских университетов - ТГУ и ТПУ. Каждая команда решала свою часть задачи, разделяя ответственность и учитывая все особенности условий применения готового изделия. Просто повторить чьё-то готовое решение и, тем более, взять готовый «земной» принтер в данном случае не получилось бы.
- Вы лично раньше когда-либо занимались созданием 3D принтеров или принимали в этом участие?
- В рамках различных проектов я принимал участие в создании радиоэлектронных приборов и программного обеспечения к ним. Ну а что касается непосредственно 3D-принтеров, то ещё на заре появления бытовых моделей, как только мы с коллегой узнали о свободном проекте по изготовлению 3D-принтера из подручных материалов, сразу же приступили к его изучению и реализации. У меня это вылилось в разработку массового онлайн курса видеолекций для платформы Coursera «3D-печать для всех и каждого», в котором я рассказал, как работают такие устройства, где применяются, какие есть сопутствующие технологии ну и, конечно же, как собрать принтер самому у себя дома. В настоящее время этот курс доступен на платформе Stepik. Этот опыт, безусловно, пригодился.
- Почерпнули ли вы из этого проекта что-либо для себя лично?
- Да, этот проект принципиально отличается от простых коммерческих и научных кампаний своим подходом, организацией, сочетанием научной и практической составляющих. В реализации проекта приняли участие коллективы Томских университетов, РКК «Энергия», Роскосмоса, Центра подготовки космонавтов и не только.
- Что Вы посоветуете другим молодежным командам, которым посчастливиться участвовать в подобных крупных проектах?
- Могу судить лишь по своему личному опыту. Рекомендую в первую очередь активно общаться с коллегами, не бояться участвовать в больших проектах, смотреть на проблемы под разными углами и не стесняться предлагать нестандартные решения.
На фото (ТГУ): Николай Булахов, Олег Артемьев, Тимур Муксунов, Иван Кузьменко