Scientific activity of the Institute

 The main research areas at the Institute are as follows:
  • urgent problems of optics and laser physics including atmospheric optics and spectroscopy, optical radiation propagation through the atmosphere, study of the processes determining optical condition of the atmosphere, optoelectronic systems and technologies for investigation of environment;
  • physical and chemical processes in the atmosphere and on the Earth's surface, mechanisms of the climate formation and fluctuation including optically significant atmospheric components and processes conditioning the radiative regime and climate of the Earth.
The Institute works in accordance with the Program of basic scientific research of the state academies of sciences for 2013–2020. Research subjects of the Institute correspond to the priority areas of science, technology, and engineering in the Russian Federation, the List of Critical Technologies of the RF.
Institute accomplishes 12 research projects within the programs of basic research of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences:
Program II.10.3. Fundamental problems of atmospheric optics, including molecular spectroscopy, optical wave propagation, atmospheric correction, and remote diagnostics of environment. Coordinator: Prof. G.G. Matvienko.
  1. Project II.10.3.1. Coherent and nonlinear light structures in the atmosphere. Project leader: Prof. A.A. Zemlyanov.
  2. Project II.10.3.2. Investigation of radiation components of climate (aerosol, greenhouse gases, clouds) and atmospheric meteorological factors that determine the spatial and temporal variability in the Siberian region. Project leader: Prof. M.V. Panchenko.
  3. Project II.10.3.3. Atmospheric correction and thematic processing of incoherent images, bistatic atmospheric optical communication and inverse problems of atmospheric optics. Project leader: Prof. V.V. Belov.
  4. Project II.10.3.4. Development of laser and optical techniques for sensing of the atmosphere. Project leader: Prof. G.G. Matvienko.
  5. Project II.10.3.6. Development of methods and systems for adaptive formation of coherent beams and optical imaging in the atmosphere. Project leader: Prof. V.P. Lukin.
  6. Project II.10.3.7. Investigation of high-resolution spectra of greenhouse gases and ozone gas cycle for monitoring using spectral equipment of ground and airborne based. Project leader: Prof. V.I. Perevalov.
  7. Project II.10.3.8. Investigation of infrared nonselective absorption by gas components of the atmosphere. Project leader: Prof. I.V. Ptashnik.
  8. Project II.10.3.9. Propagation and scattering of laser radiation in randomly inhomogeneous media. Project leader: Prof. V.A. Banakh.
Program II.10.1. Modern problems of physics of superstrong laser fields, high-resolution spectroscopy. Frequency standards, optical clocks, precision optical measurements, problems of quantum and atom optics. Coordinator: Academician S.N. Bagaev.
        Project II.10.1.1. Investigation of the lasing properties of metal atoms and their compounds to create coherent light sources and precision molecular spectroscopy. Project leader: Prof. L.N. Sinitsa.
Program II.12.1. Radiophysics and acoustic methods for remote sensing of environmental objects. Coordinator: corresponding member of RAS V.L. Mironov.
        Project II.12.1.2. Development of methods and means of acoustic diagnostics of the atmospheric boundary layer. Project leader: Dr. S.L. Odintsov.
Program VIII.80.1. Substantiation of physicochemical principles to design and develop innovative products for the exploration, economic monitoring and special control. Coordinator: Prof. V.M. Gruznov.
       Project VIII.80.1.1. Development of the physical fundamentals of spectroscopic and radiometric methods of investigation of gas emissions of litho-, bio- and technosphere for environmental monitoring and special control. Project leader: Prof. Yu.N. Ponomarev.
Program II.11.2. Modern fields of laser biomedical technologies. Coordinator: Prof. A.M. Razhev.
      Project II.11.2.4. Diagnosis of state of biological objects based on laser spectroscopy. Project leader: Prof. A.M. Kabanov.
The Institute takes part in programs of the RAS Presidium and RAS divisions, as well as interdisciplinary and combined integration projects of SB RAS.
The Institute dynamically developing new research fields: femtosecond atmospheric optics, integrated (network) studies of aerosol and gas components of the atmosphere over Siberia; study of the ozone layer and UV solar radiation in Siberia on the basis of synthesis of optical, bioindicative and analytical methods, technologies of global modeling in molecular spectroscopy.

Научная деятельность Института

Президиумом Российской академии наук (Постановление от 9 сентября 2008 г. № 482) утверждены основные направления научной деятельности Института:
  • актуальные проблемы оптики и лазерной физики, в том числе атмосферная оптика и спектроскопия, распространение оптического излучения в атмосфере, исследование процессов, определяющих оптическое состояние атмосферы, оптико-электронные системы и технологии исследования окружающей среды;
  • физические и химические процессы в атмосфере и на поверхности Земли, механизмы формирования и изменения климата, в том числе оптически значимые составляющие атмосферы и процессы, определяющие радиационный режим и климат Земли.

Стратегические направления научной деятельности

Институт специализируется в области физики и оптики атмосферы, входит в состав учреждений, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, и курируется Сибирским отделением РАН (Объединённый учёный совет СО РАН по физическим наукам) и Отделениями физических наук и наук о Земле РАН. Институт является ведущим учреждением в области фундаментальных и прикладных исследований распространения оптического, и прежде всего лазерного, излучения в атмосфере; линейной и нелинейной атмосферной оптики, молекулярной спектроскопии и влияния составляющих атмосферы на радиационный режим и климат Земли.
Основные направления фундаментальных и прикладных исследований Института на 2015–2025 гг.:
  • атмосферная оптика и спектроскопия, распространение оптического излучения в атмосфере; нелинейные и когерентные оптические явления;
  • исследование процессов, определяющих оптическое состояние атмосферы; радиационный режим и климат Земли;
  • оптико-электронные системы и технологии исследования окружающей среды.
Текст документа "Стратегические направления научной деятельности Института"  (PDF)

Институт работает в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 годы. Тематика исследований Института соответствует приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской федерации, Перечню критических технологий РФ.
 
Институт выполняет 12 научно-исследовательских проектов в рамках программ фундаментальных научных исследований Сибирского отделения РАН:
 
Программа II.10.3. Фундаментальные проблемы оптики атмосферы, включая молекулярную спектроскопию, распространение оптических волн, атмосферную коррекцию, дистанционную диагностику окружающей среды. Координатор: д.ф.-м.н. Г.Г. Матвиенко.
  1. Проект II.10.3.1. Когерентные и нелинейные световые структуры в атмосфере. Руководитель проекта: д.ф.-м.н. А.А. Землянов.
  2. Проект II.10.3.2. Исследование радиационных составляющих климата (аэрозоля, парниковых газов, облачности) и метеорологических факторов атмосферы, определяющих их пространственно-временную изменчивость в Сибирском регионе. Руководитель проекта: д.ф.-м.н. М.В. Панченко.
  3. Проект II.10.3.3. Атмосферная коррекция и тематическая обработка некогерентных изображений, бистатическая  атмосферно-оптическая связь и обратные задачи оптики атмосферы. Руководитель проекта: д.ф.-м.н. В.В. Белов.
  4. Проект II.10.3.4. Развитие лазерных и оптических методов зондирования атмосферы. Руководитель проекта: д.ф.-м.н. Г.Г. Матвиенко.
  5. Проект II.10.3.6. Разработка методов и систем адаптивной коррекции для формирования когерентных пучков и оптических изображений в атмосфере. Руководитель проекта: д.ф.-м.н. В.П. Лукин.
  6. Проект II.10.3.7. Исследование спектров высокого разрешения парниковых газов, и газов озонного цикла для целей их мониторинга с помощью спектральной аппаратуры наземного и бортового базирования. Руководитель проекта: д.ф.-м.н. В.И. Перевалов.
  7. Проект II.10.3.8. Исследование неселективного поглощения инфракрасного излучения газовыми составляющими атмосферы. Руководитель проекта: д.ф.-м.н. И.В. Пташник.
  8. Проект II.10.3.9. Распространение и рассеяние лазерного излучения в случайно-неоднородных средах. Руководитель проекта: д.ф.-м.н. В.А. Банах.
 
Программа II.10.1. Современные проблемы физики сверхсильных световых полей, спектроскопии сверхвысокого разрешения. Стандарты частоты, оптические часы, прецизионные оптические измерения, проблемы квантовой и атомной оптики. Координатор: академик С.Н. Багаев.
        Проект II.10.1.1. Исследование генерационных свойств атомов металлов и их соединений для создания источников когерентного излучения и прецизионная молекулярная спектроскопия. Руководитель проекта: д.ф.-м.н. Л.Н.Синица.
 
Программа II.12.1. Радиофизические и акустические методы дистанционного зондирования объектов природной среды. Координатор: чл.-к. РАН В.Л. Миронов.
        Проект II.12.1.2. Развитие методов и технических средств акустической диагностики пограничного слоя атмосферы. Руководитель проекта: к.ф.-м.н. С.Л. Одинцов.
 
Программа VIII.80.1. Обоснование физико-химических основ создания и разработки инновационных приборов для геологоразведки, экономического мониторинга и специального контроля. Координатор: д.т.н. В.М. Грузнов.
         Проект VIII.80.1.1. Развитие физических основ спектроскопических и радометрических методов исследования газовых эмиссий лито-, био- и техносферы для экологического мониторинга и специального контроля. Руководитель проекта: д.ф.-м.н. Ю.Н.Пономарев.
 
Программа II.11.2. Современные направления лазерных биомедицинских технологий. Координатор: д.ф.-м.н. А.М. Ражев.
          Проект II.11.2.4. Диагностика состояния биологических объектов на основе лазерной спектроскопии. Руководитель проекта: д.ф.-м.н. А.М. Кабанов.
 
Институт участвует в выполнении ряда программ Президиума РАН и отделений РАН, а также междисциплинарных и комплексных интеграционных проектов СО РАН.
 
В Институте динамично развиваются новые направления исследований: фемтосекундная атмосферная оптика; комплексные (сетевые) исследования аэрозольных и газовых компонентов атмосферы над территорией Сибири; исследования состояния озонового слоя и УФ-солнечной радиации в Сибири на основе синтеза оптических, биоиндикационных и аналитических методов; технологии глобального моделирования в молекулярной спектроскопии.